Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

  Выступление из опыта работы

«Гендерный подход в организации образовательной деятельности  по «Музыке»

 

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни.

В дошкольном возрасте малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит-наблюдает вокруг. И поэтому мы – взрослые, в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями.

Полоролевое воспитание – составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой – доброта, взаимоуважение и деликатность; адекватной полу моделью поведения; правильным пониманием роли мужчины и женщины в обществе.

Музыка – одно из средств полоролевого воспитания. Содержание, характер, жанры музыкальных произведений – неисчерпаемый источник, потенциал который нужно активно использовать в процессе гендерного воспитания.

На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. Уже при входе в музыкальный зал мальчики и девочки должны  вести себя соответственно правилам этикета по взаимоотношению полов. В старших группах мальчик ведет девочку за руку, усаживает её на стул, затем садиться сам. В младших группах: мальчик ставит руки на пояс, девочка держится за юбочку. Наиболее продуктивна и ярко выражена работа по гендерному воспитанию при разучивании таких танцев как вальс, полька, менуэт, рок-н-ролл; в подгрупповых танцах для девочек и мальчиков, где девочки: «Рыбки», «Волны», «Листики», «Снежинки» или «Звездочки», а мальчики: «Моряки», «Пограничники», «Мишки», «Грибы». В музыкально-ритмических движениях использую дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, спортивные гномы, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, платочками, султанчиками).

С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду объясняю детям, что правильная осанка – это и женская красота, и мужская статность.

Существует ряд специфических различий у мальчиков/девочек в объяснении основных положениях, технике и манере исполнения движений:

·         Положение рук: у девочек – «на талии», у мальчиков – «на поясе».

·       Специальные движения: для мальчиков – глубокие приседания с вставлением пятки, присядки, хлопки с притопом,  большие прыжки, широко раскрытые руки. У девочек – всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие кружения, плавные ходы.

·    Манера исполнения: у девочек – плавная, кокетливая, нежная, кроткая. У мальчиков манера исполнения – мужественная, широкая, чёткая, сдержанная.

· Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партне- ра  в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость).

·     Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах), требующими к себе внимание.

В развитии характерных мужеских качеств у мальчиков и женских качеств у девочек помогают такие средства воздействия, как музыка,  художественное слово,  элементы мужских и женских костюмов.

В разделе слушания музыки также можно найти способы для осуществления гендерного подхода.  При слушании двух или трёх частных по форме музыкальных произведений обращаю внимание детей на характер музыки. Какая из частей музыки звучит мужественно, а какая нежно и женственно. И даю детям дифференцированные задания для активного слушания например: мальчики играют на инструментах, девочки выполняют взмахи платочками. При слушании одночастных произведений таких как: «Королевский марш льва» и «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса мальчикам дать задание маршировать. А девочкам придумать танец руками.

В игре на музыкальных инструментах дифференцирую использование инструментов, как правило, мальчики играют на ложках, барабанах, трещотках, тарелках. Бубны, колокольчики, треугольники, металлофоны используют девочки.

В детский песенный репертуар я включаю песни, которые можно исполнять по ролям: «Небылицы» В. Шаинского, Саратовские частушки, различные песни, в которых поется о маме и папе от женского лица (от дочки) и от мужского лица (от сына).

Музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражаю­щие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчи­ки предпочитают игровые сюжеты, отражающие муж­ские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика игр дево­чек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, ха­рактерные для представителей своего пола. Для младших групп «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Кошка и котята», «Петушок и горошина», для старших «Сапожник и дети», «Зеркало». В русских народных играх роли распределяю в зависимости от пола ребенка «Кулик и зима», «Золотые ворота», «Ручеек».

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово, демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, элементов мужских и женских костюмов.  Наиболее полно всё это используется  в музыкально-театрализованной деятельности. Инсценировка «Три мамы» позволяет детям вжиться в роли: дочки, мамы и бабушки. Драматизация сказки «Принцесса на горошине» Г. Андерсена даёт детям понять что девочки, как принцессы должны быть нежными и чувствительными,  а мальчики ценить в них эти качества. Музыкальная пантомима «Волк и семеро козлят» воспитывает чувство материнства. Распределение ролей мальчиков и девочек в народных сказках «Гуси-лебеди», «Теремок», «Зимовье зверей» дают возможность окрасить роли сказочных персонажей в яркие мужественные и женственные характеры.

Знания, умения и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культура взаимоотношений девочек и мальчиков проявляются при проведении праздников и развлечений следующей тематики: «Рисунок маме в подарок», «Шляпный бал», «Бал для золушки», «День защитника Отечества», «Памяти павших будьте достойны», «День святого Валентина», «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе».

При проведении музыкальных праздников и развлечений гендерной направленности мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, покладистыми.

Выпускной бал это финальный аккорд всего образовательного и воспитательного процесса. На этом празднике мы видим эстетику взаимоотношений мальчиков и девочек. Лирической кульминацией выпускного балла всегда является вальс, в котором девочки и мальчики стараются продемонстрировать всю свою артистичность, статность и женственность.

Работа педагогов при подготовке к выпускному балу позволяет повысить  и завершить уровень культуры поведения и общения детей: мальчики становятся более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.

Неоценима роль  родителей в воспитании мальчиков и девочек. Большую помощь оказывают родители, являясь прямыми участниками проводимых праздников, развлечений. Папы, своим личным примером, показывают при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость и т.д. Мамы, бабушки – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии. Программу детских праздников, развлечений, оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

На своей странице музыкального руководителя я выкладываю консультации по гендерному воспитанию: «Нужны ли детям колыбельные песни?», «Гендерный подход в организации образовательной деятельности  по «Музыке».

Сотрудничество разных специалистов ДОУ по гендерному воспитанию детей объединяет усилия разных специалистов  детского сада, для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.  Этим вопросом занимаются не только музыкальный руководитель, а непосредственно воспитатели и педагог-психолог.  Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей. Совместно с воспитателем подготовительной группы №1 Абучкаевой С. Г. было проведено открытое интегрированное занятие по образовательным областям «Музыка», «Коммуникация» и «Социализация»: «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой, хорошо быть вместе!».

Родители и педагоги стремятся развить у детей, прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности  и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.

«Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка – это два разных мира. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!» В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.