Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Мальчики и девочки – два разных мира

(по материалам книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман)

 

Свое отношение к ребенку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: «Ребенок в два года дол­жен уметь...». И все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребе­нок – мальчик или девочка? Такой вопрос обычно даже не ставит­ся. Но мозг даже новорожденных девочек и мальчиков работает неодинаково. Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, чем мальчики, на 2-3 месяца раньше начинают ходить, на 4-6 ме­сяцев раньше – говорить.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте луч­ше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, к пе­риоду своей половой зрелости их биологический возраст опере­жает мальчиков-ровесников на 2 года. По данным ряда исследо­ваний, в том числе А.И. Савенкова, одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста на несколько про­центов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам (на этапе поло­вого созревания) данное процентное соотношение меняется в пользу мальчиков. А значительная часть девочек, ранее опере­жавшая сверстников в развитии, «выравнивается» и уходит из разряда одаренных. Чем это обусловлено? Может быть, срабаты­вает какая-то генетическая программа, а может, виноваты среда или окружение.

 

Тест для родителей

Ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, а затем сравните Ваши ответы с мнением людей, профессионально занима­ющихся вопросами детской психологии.


        1. Девочки послушнее мальчиков? — Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчи­ков гораздо более послушна указаниям старших.
        2. Девочки чаще защищают слабых? — Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
        3. У мальчиков более аналитический склад ума? — Неправда. Аналитический ум поровну поделен между полами.
        4. Мальчики амбициознее девочек? — Неправда. Девочки живее и отчетливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
        5. Мальчики более способны в точных науках? — Правда. Но только с 12—13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности иден­тичны.
        6. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность? — Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрес­сивности, даже до рождения.
        7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями? — Правда. Но после 11—12 лет. В более раннем возрасте разница мала.
        8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая? — Неправда. Все тесты показывают одинаковую зритель­ную и слуховую восприимчивость обоих полов.
        9. Мальчики агрессивнее девочек? — Правда. Мальчики стано­вятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
       10. Мальчики лучше ориентируются на местности? — Правда. Под­растая, мальчики проявляют большие способности в ориентации на местности.
        11. Девочки пассивнее мальчиков? — Неправда. Мальчики прояв­ляют активность шумно и резко, а девочки — тише, но гораздо результативнее.
        12. У девочек лучше развито чувство коллективизма? — Неправ­да. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объ­единяются в большие компании, девочки — в группы из 2—3 че­ловек.
        13. Девочки более чувствительны к прикосновениям? — Неправда. Существенного отличия нет.
        14. Девочки легче поддаются чужому влиянию? — Неправда. Де­вочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придержи­ваются «правил игры», принятых в компании.
        15. Мальчики более активны? — Неправда. В раннем детстве раз­ницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и учителей.
        16. Девочки более пугливы? — Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
        17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности? — Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
        18. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики? — Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
        19. У мальчиков более развита склонность к командованию? — Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требова­ния ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
        20. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справ­ляются с монотонными занятиями? — Неправда. Мальчики и де­вочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.

Особенности эмоциональной сферы

Исследования показали, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек реакция более продолжительная, мозг девочки как бы поддержива­ется в состоянии готовности к последующим воздействиям. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского орга­низма на выживаемость. Мальчики и мужчины обычно быстро сни­мают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переклю­чаются на продуктивную деятельность.

Реакция на оценку взрослого

       Для ребенка речевая оценка взрослыми их деятельности стано­вится эффективной, только когда она эмоционально значима. При­чем для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивает­ся в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как, т.е. им важно, какое они произвели впечатление. Иными словами, маль­чиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Когда мы оцениваем маль­чика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оце­ниваются, и у него активизируются определенные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них акти­визируются все отделы мозга. Если вам надо отругать девочку, не спешите сразу высказывать свое отношение к ней — бурная эмо­циональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.       Мамам, няням, воспитателям и впоследствии учителям трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагне­тая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже показал пик эмоциональной активно­сти, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен: просто отключил слуховой канал, и ин­формация до его сознания не доходит, он уже ничего не слышит. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоцио­нальные воздействия. Объясните коротко и конкретно — чем вы недовольны.

Поведение

      Сравнивая поведенческие характеристики мальчиков и девочек, принято считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражи­тельны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы и даже более агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по два года. Видимо, их раздражает излишняя подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят). Давайте тогда зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них так много двоечников и трудновоспитуемых, то почему практически все вы­дающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конст­рукторы — мужчины?             
       Особенности мышления
      У девочек лучше развиты речь и словесно-логическое мышле­ние, у мальчиков — пространственное и образно-логическое мыш­ление. Поэтому девочкам лучше даются манипуляции с формулами, счет (алгебра), а мальчикам — мысленные манипуляции с геометри­ческими фигурами (геометрия). Эти особенности мышления очень ярко проявляются в рисунках детей. Мальчики чаще изображают технику во всех деталях и подробностях, здесь все движется, напол­нено действием. Девочки обычно рисуют людей (принцесс), в том числе и себя.

Особенности познания мира и обучения

Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую дея­тельность, выдвигают новые идеи, продуктивнее работают, если необходимо решить принципиально новую задачу, но требова­ния к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и офор­мления невелики. И в школе мальчик может найти новое не­стандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к ис­полнительной части задания велики. А это именно то, что требу­ют в школе, т.е. этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке.

Стратегия обучения в детском саду и школе чаще всего рассчи­тана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще всего женщины, а у них другой тип мозга и другой тип мышления. Это влияет даже на продуктивность вопросов к обучающему взрослому. Маль­чики чаще задают вопросы для получения какой-то конкретной информации, а девочки – для установления контакта со взрослым, т.е. мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. При этом на занятии девочки быст­ро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитель ори­ентируется по обращенным к нему внимательным девичьим ли­цам и преподносит самый трудный материал в самое выгодное для девочек время. Мальчики раскачиваются долго, на учителя смотрят редко. Они достигают пика работоспособности, когда са­мое важное уже объяснено. Возможности усвоить материал для мальчиков оказываются низкими. Кроме того, при неблагоприят­ных условиях, когда наши педагогические воздействия не соот­ветствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, де­вочки воспринимают несвойственную им стратегию решения за­дач, навязанную взрослым, и в той или иной мере справляются с заданиями. Мальчик в такой ситуации старается уйти из-под кон­троля взрослого, не подчиниться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно. Взрослым надо учитывать эти особенности психики маль­чиков.

Можно сделать вывод, что мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и пере­живают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и дево­чек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала

природа.

Несколько коротких советов от авторов книги «Мальчики и де­вочки — два разных мира» В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман:

—помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка, и каждый из них нуждается в индивидуальном под­ходе;
—никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим;
— не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девоч­ку, дайте детям право выбора, время подумать самостоятельно;
— не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое-либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от нее требуется;
— если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать;
— пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чем она не права, а высказывать все и сразу не спешите;
— ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто пере­станет вас слышать и слушать;
— мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощают­ся эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одина­ково в такой ситуации бессмысленно;
— в случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим вы оградите ребенка от излишних переживаний и паники, ведь для него все выглядит гораздо серьезней, чем для вас;
— учитесь терпению, в том числе и у своего малыша;
— постарайтесь объяснить ребенку, что ошибаться иногда даже необходимо;
— постарайтесь понять, что ребенок тоже личность, и то, что он будет похож на вас, совсем не обязательно;
помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не препод­носите ее «на блюдечке», чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на вто­ром месте.