Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

_____________________________________________________________________

 

Общественная организация

«Иркутский областной совет женщин»

______________________________________________________________________

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. Иркутск

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

____________________________________________________________________

 

Департамент образования

Комитет по социальной политике и культуре

Администрация г. Иркутска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 142 (МБДОУ г. Иркутска детский сад № 142)

____________________________________________________________________

 

 

 

ПРОГРАММА

РОДИТЕЛЬСКОГО ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА

«Родительские компетенции в современном мире»

(для родителей дошкольников)

Иркутск, 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предназначение современной семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей. Каждая конкретная семья, безусловно, обладает своей уникальной иерархией, отражающей личностные особенности супругов, семейные ценности, социокультурные, национальные, этнические традиции и другие особенности.

Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.

Удельный вес и значимость педагогической культуры в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это обусловлено прежде всего ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Педагогическая культура дает возможность существенно сузить тот элемент стихийности, который свойственен семейному воспитанию в большей мере, чем любому другому.

Наряду с существенными позитивными изменениями в осознании и реальной постановке воспитательных задач в семье педагогическая культура родителей характеризуется серьезными недостатками: абсолютизацией одних сторон воспитательной деятельности и недооценкой других, неточным, а в ряде случаев и весьма смутным представлением о конкретном содержании отдельных целей – задач (воспитание, например, семьянина). В ряде же семей мы встречаемся и с явным искажением целей семейного воспитания, сведением их к заботам о материальном благополучии.

При этом есть все основания считать, что отсутствие полного осознания целей семейного воспитания и необходимой сбалансированности в их постановке свойственно большей части семей. Отсутствие четких целей ведет к тому, что оно носит ситуативный характер с его незначительным эффектом, а элементы стихийности преобладают над сознательным влиянием родителей.

В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей довольно низок, что отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентна в вопросах семейного воспитания и плохо представляет себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими, насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры, такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Эффективной формой решения задач формирования педагогической культуры родителей в ряде субъектов Российской Федерации являются Школы для родителей, Родительские университеты на базе вузов, колледжей, школ, дошкольных образовательных организаций. В Иркутской области опыт подобной работы с родителями формировался в последние годы в рамках работы Родительского университета, проводимой кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института Иркутского государственного университета на базе детских садов (в основном в г. Иркутске). В настоящее время проект расширяется, приобретает статус регионального и охватывает всю систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей на всех ступенях образования.

Несомненно, такой комплексный системный проект не может быть успешно реализован без широкого участия педагогической и родительской общественности, инициатив социально-ориентированных общественных организаций и объединений, поддержки органов государственной власти и местного самоуправления.

Такое объединение ресурсов возможно в рамках базового системного проекта Иркутского областного совета женщин «Ребенок, общество, семья – стратегия, тактика» («РОССТ»), победителя областного конкурса социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области» в 2013 и 2014 годах. Проект направлен на объединение ресурсов в выполнении Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области. Он реализуется при поддержке Законодательного Собрания Иркутской области, Правительства Иркутской области (в том числе ряда профильных министерств: образования, социальной защиты, опеки и попечительства, по физической культуре, спорту и молодежной политике и др.), органов местного самоуправления, института Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области с широким участием организаций системы образования. Одно из главных направлений проекта – организация работы Родительскою Открытого Университета.

Программа «Родительские компетенции в современном мире», разработанная кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института Иркутского государственного университета для родителей дошкольников, призвана вооружить родителей необходимыми знаниями в вопросах воспитания и развития детей, их социализации в обществе.

Направленность     программы     РОУ социально-психолого-педагогическая. Программа рассчитана на родителей детей 3-7 лет, т.к. дошкольный возраст – период активного становления личности и социализации ребенка. Влияние семьи в этот период безгранично. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит, каким будет ребенок в будущем. Вместе с тем не существует социальных институтов, готовящих человека к эффективной реализации родительских функций. Детский сад становится первым социальным институтом воспитания не только ребенка, но и родителей. В школу родители приходят с уже сформировавшейся родительской позицией и определенным отношением к ребенку, повлиять на которое довольно сложно.

Целью программы является повышение педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Реализации программы предполагает решение следующих задач:

1.Формировать у родителей-слушателей РОУ осознание необходимости своего внутреннего изменения во благо семьи, детей и будущего страны.

2.Содействовать возрождению традиционных устоев и уклада семьи, гармонизации супружеских отношений.

3.Повысить родительскую грамотность в вопросах воспитания детей.

4.Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.

Принципы реализации программы:

- гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;

- обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

-интеграция     и    дифференциация     целей,     задач     и    действий    участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

- управление взаимодействием детей и родителей,

-научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, детско-родительские взаимоотношения;

-  выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля их психического здоровья;

-  сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

Формы встреч (занятий) РОУ:

- пленарные заседания;

- теоретические семинары (доклады, сообщения);

- семинары-практикумы;

- семинары-тренинги;

- диспуты-дискуссии (круглый стол, диалог-спор, дебаты и др.);

- деловые и ролевые игры;

- обсуждение актуальных вопросов практики образования, педагогического опыта;

- родительские чтения и др.

Планируемые результаты:

1.  Активизация родителей как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения.

2.  Повышение уровня педагогической компетентности родителей, создание благоприятных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

3.  Формирование нового типа родительства – «социально-ответственного», представители которого активно участвуют в воспитании и повседневной жизни ребенка, осознают меру ответственности за его физическое, психическое и нравственное здоровье.

4.  Принятие и утверждение базовых семейных ценностей, гармонизация супружеских и родительско-детских отношений.

Анализ эффективности реализации программы предполагает количественную и качественную оценку. Количественная оценка предполагает учет числа родителей, участвующих в проводимых мероприятиях. Качественная оценка предусматривает выявление активности родителей, желания участвовать в мероприятиях, положительные отзывы о проведенных встречах, актуальности и значимости для родителей рассматриваемых вопросов, привлекательность формы проведения встреч (занятий).