Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда

 

Здание МБДОУ г. Иркутска детского сада № 142 (далее – ДОО, ОО, дошкольное учреждение) имеет типовое сооружение на 1704 м2 с помещениями для 12 возрастных групп, музыкальный зал и другие помещения, служащие для организации, обслуживания и функционирования ДОО.

 



 

Холлы, коридоры дошкольного учреждения выкрашены в теплые оттенки желтого, зеленого, сиреневого цветов, лестничные клетки с использованием разнообразной приятной для глаз гаммой цветов, но не более 3-4 оттенков на каждой из них. Стены коридоров украшены эстетично изготовленными и оформленными работами из керамики на тему русских народных сказок, а также сменяющимися информационными стендами для сотрудников и родителей воспитанников.



 

Ниши лестничных клеток украшают крупногабаритные работы из керамики, отражающие региональный компонент: «Озеро Байкал», «Подводный мир Байкала», «Деревянный Иркутск», а также работы детей в деревянных рамках на темы календарных праздников, тематических дней.

 

 



 

Музыкальный зал имеет достаточное материально-техническое, дидактическое, игровое оснащение для реализации задач по музыкальной деятельности детей в возрасте от 1,5 до 8 лет. В наличии музыкальные инструменты для детей и взрослых: фортепиано, треугольники разной величины, маракасы, румбы, кастаньеты, аккордеоны, барабаны, цитры, арфы, бубны, металлофоны, погремушки разные; народные инструменты и игрушки: свистульки, трещотки, коробочки, дудочки, колокольчики, ложки деревянные, кугиклы. Имеются наборы дополнительных аксессуаров и пособий: флажки, султанчики, платки, шарфы, ленточки различные, шапки-маски различные, костюмы для детей и взрослых, разнообразная бутафория и оформление к тематическим и календарным праздникам, развлечениям. Для работы с детьми имеются наглядные пособия: картины сюжетные, предметные и с образами природы, портреты композиторов, музыкальная фонотека, музыкально-дидактические игры. Помимо этого, в музыкальном зале сконцентрированы условия для театрализованной деятельности детей. Так в музыкальном зале имеются несколько видов театров: кукольный, настольный, теневой, пальчиковый, марионеток, а также ширмы разной высоты для показа театра как взрослыми, так и детьми.

Из технических средств обучения используется музыкальный центр «Samsung», синтезатор, интерактивная доска, проектор, ноутбук, для дезинфекции используется бактерицидная лампа. Стены выкрашены в персиковый цвет, к которым подобраны красивые шторы с ламбрекенами, пол в зале паркетный и застелен коврами.

 

 

В ДОО функционирует кабинет психолога, имеющий достаточное место, необходимую мебель и пособия для работы с подгруппой детей до 6-8 человек. Кабинет оформлен в теплый зеленый оттенок, окна занавешены легкой вуалью с оранжево-зелеными ламбрекенами, на стенах помещены иллюстрации детей с различными эмоциями и настроениями. Такая обстановка позволяет детям эмоционально комфортно чувствовать себя во время диагностической, коррекционной деятельности или просто беседы с педагогом-психологом. Кабинет оснащен техникой: компьютер, принтер; в шкафах размещены игрушки, пособия для работы с детьми, методические разработки, методическая и специальная литература.

 

 

Методический кабинет детского сада имеет достаточное количество научной, энциклопедической, педагогической, методической и детской художественной литературы, периодическую печать в области дошкольного образования, разнообразных методических разработок. Игрушки, демонстрационный и раздаточный материал для работы с детьми сосредоточен в 2 специально отведенных помещениях. Методический кабинет оснащен технически: компьютер, подключенный к сети Интернет ноутбук, телевизор, копировальная машина, принтер, сканер, брошюровщик, ламинатор, фотокамера, видеокамера.

 

 


 

 

Из 12 групп только 4 оснащены специально отведенными спальнями, в остальных группах дети спят на кроватях в групповых помещениях, которые занимают при этом до 50 % пространства групп. За счет данного факта в группах наблюдается дефицит свободного пространства, стесненность и невозможность реализации некоторых принципов построения развивающей среды. Тем не менее, сотрудники детского сада делают все возможное, чтобы реализовывать принципы построения развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

 

 

В группах детей от 2 до 5 лет (3) отмечаются следующие общие черты:

- предметы группы, элементы оборудования подобраны из «чистых» цветов, несложной формы, разных размеров и материалов, безопасны для детей;

- все игрушки, игры, пособия размещены в доступном для детей месте, имеют эстетичный вид, безопасны в использовании, соответствуют возрасту детей и образовательной программе;

- в работе используется различный дидактический материал для развития сенсорной стороны, моторики, имеющие яркий цвет, издающие звуки, запахи, имеющие разную поверхность и различные свойства. Эти пособия имеют как фабричное происхождение, так и изготовлены руками педагогов: мозаики, вкладыши, шнуровки, закрутки, пособия для перекладывания материалов, крупы, составления и выкладывания узоров, заданных предметов из различных материалов (палочки, веревки, ленты, лоскуты и пр.);

- для игры подгруппой детей имеются конструкторы, строительный, модульный материал, а также обклеенные коробки разного размера, цвета, материала и фактуры;

- оборудованы места для сенсорного развития детей и для игр-экспериментов с песком, водой, глиной, красками, зеркалами в виде фабричных столов;

- в обучении детей активно используются предметно-схематические модели, расположенные на уровне глаз детей (одевание-раздевание, умывание);

- для развития речи, математики, познавательного развития приобретены и изготовлены различные игры и пособия: «Что сначала, что потом», «Логопедическое лото», «Герои русских сказок», «Противоположности», «Учимся сравнивать», «Сложи узор», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и пр., а также разнообразные пазлы, 4-8 местные кубики, матрешки, пирамидки и др.;

- для развития социально-эмоциональной сферы для детей младших групп организованы специальные зоны с картинками, плакатами разных эмоций, на различие людей разных полов, возраста, альбомами «Моя семья», «Как мы отдыхаем». В данных уголках малышу несложно отметить свое настроение, индетифицировать себя по возрасту и полу, посмотреть и рассказать другу о себе, своей семье, рассматривая домашний альбом. А уголки ряженья и театрализованной деятельности, где размещены элементы персонажей, шапочки, костюмы, разные виды театров (кукольный, пальчиковой, перчаточный, на палочке), позволяют изменять свой облик, наблюдать эти изменения.

Средние группы детского сада организуют среду по принципу полузамкнутого микропространства для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 ребенка. Помещения групп разбиты на центры по художественной, математической, театрализованной, игровой деятельности, чтения, экспериментирования. Коробки для игр, полки, где они расположены, имеют специальные маркеры, понятные детям. Дополнительный игровой материал для развития игровых замыслов и творчества размещен в коробке «Всякая всячина», где можно увидеть разнообразные коробки, катушки, веревки, палочки, трубки, мелкие игрушки и пр.

Для выстраивания своего пространства детьми используются ширмы 2 размеров, крупный строительный материал. Сенсорный центр сконцентрировал в себе различный материал: конструкторы на липах, игры с лоскутами, зерном, нитками, веревками, тактильные дощечки. Здесь организуются и игры с песком, водой, зеркалом, пеной, дети рисуют на восковых дощечках, на подставках с песком.

Обучающие и развивающие игры по всем разделам представлены широко: «Мои первые часы», «Валеология», «Решаем примеры», «Умная клеточка», «Числовые домики», «Играем с глаголами», «Найди по описанию», «Русские узоры», «Слоги, слова, фигуры», «Расскажи сказку», «Мои первые слова», а также разрезные логические игры типа «Танграм», кубики, различные лото, мозаики, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и другое.

В социально-эмоциональном центре можно увидеть иллюстрации с разными эмоциями, фотоальбом с семейными фотографиями, игры «Путешествие в мир эмоций», «Наши чувства и эмоции», «Школа изящных манер», «Моя семья», «Славянская семья».

Для ознакомления детей с миром природы, развития трудовых навыков по уходу за живыми объектами в группах размещены комнатные растения различных способов ухода, внешнего вида, строения. В группах имеются календари природы, погоды, птиц, иллюстративный, демонстрационный материал, макеты, игры природоведческого характера.

В образовательной деятельности используются предметно-схематические модели (одевание-раздевание, умывание, сервировка стола к приему пищи).

Пространства старших и подготовительных к школе групп также разбиты на полузамкнутые микропространства, где могут находится одновременно от трех до шести-семи человек. Это разделение носит тематический характер: центры изобразительной, театрализованной, конструктивной деятельности, по физической культуре, природы, чтения и книги.

 



 

Предметно-игровая среда наполнена по содержанию и разбита таким образом, что дети могут участвовать в играх сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, развивающих, с готовым содержанием и правилами и в некоторые подвижные игры. Атрибутика для сюжетных и режиссерских игра старших дошкольников детализирована, большая часть атрибутов хранится не на видном для детей месте для стимулирования к организации игры, а находится в коробках с нанесенным маркером для детей и надписями для умеющих читать детей и взрослых. В данных группах более широко представлена тематика сюжетных игр: «Супермаркет», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Банк», «Аукцион», «Рекламное агентство», «Школа», «Пароход», атрибуты для военизированных игр мальчиков.

 

 

Дети с удовольствием играют в режиссерские игры, используя мелкие игрушки, макеты: «Домик Барби», «Дорога», «Город», «Зов джунглей», «Страна динозавров», «Вокзал», «Солнечная система», «Скотный двор», «Зоопарк». Для игр-драматизаций имеются в наличии костюмы, элементы костюмов различных персонажей и героев. В группах оформлены зоны театра, где размещены некоторые виды театров: пальчиковый («Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»), настольный («Бычок-смоляной бочок», «Три поросенка», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Кот в сапогах»), теневой («Три медведя», «Красная шапочка»), фланелеграф (Маша и медведь», «Зимовье зверей»).

 

 

По всем разделам образовательной программы подобраны обучающие и развивающие игры: «Сложи узор», «Числа и цифры», «Найди пару», «Пифагор», «Собери картинку», «Школа изящных манер», «Собери схему», «Половинки», «Мои любимые сказки», «Готов ли ты к школе», «Делим слова на слоги», «Все профессии», а также блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, разнообразные головоломки, логические игры, пазлы (до 54 деталей), ребусы, шашки, шахматы.

Дети занимаются конструктивной деятельностью с конструкторами разных материалов (пластиковый, деревянный, резиновый, металлический) и разных размеров (от мелких до крупных напольных деталей), модульный материал.

Ящик для «всякой всячины» таит в себе разные детали, коробки, палочки, флаконы, различный материал, позволяющий проявить детям творчество и реализовать замысел и в сюжетно-ролевой игре, и в ручном труде. Для формирования субъектного отношения к трудовой деятельности старшими дошкольниками созданы необходимые условия: оборудование и трудовой инвентарь, совместно разработанные пооперационные карты трудовой деятельности («Мытье посуды», «Стирка белья», «Посадка лука», «Посадка комнатного растения», «Сделай кораблик», «Постройка дома», «Как ухаживать за комнатными растениями», «Приготовление бутерброда», дежурства по столовой, занятиям и пр.).

Для детского экспериментирования в группах детей старшего дошкольного возраста имеются лаборатории, в которых находятся разнообразные материалы для исследования: камни, крупы, шишки, пух, ткань, резина, пластик, стекла и инструмент для экспериментов: лупы, зеркала, колбы, мерные емкости, весы, линейки и другое. Материал для ознакомления детей с объектами и явлениями природы расположен в уголках природы. Здесь размещены календари природы, погоды, птиц, градусники, комнатные растения. Дидактический материал представлен плакатами, иллюстрациями, гербариями, наборами плодов и семян растений, играми «Как растет живое», «Климатические зоны», «Окружающий мир», «Пресмыкающиеся», «С какого дерева плод?», «Птицы наших лесов» и другие.

В группах старшего дошкольного возраста широко представлен раздел по патриотическому воспитанию, краеведению. В этих уголках размещены портреты президента страны, гербы, флаги РФ, Иркутской области и г. Иркутска, иллюстрации, художественное слово об озере Байкал, г. Иркутске, нашей Родине, детское словесное и художественное творчество, макеты (г. Иркутск, озеро Байкал, наши леса).

 

 

 

 

 

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи имеются достаточные возможности для конструирования предметной среды. Группа имеет центры математики, природы, книги, изобразительной, театрализованной, конструктивной деятельности, по патриотическому воспитанию. Созданы условия для реализации игровых замыслов в сюжетных играх: «Больница», «Парикмахерская», «Дом», «Дорога», «Гараж»; в режиссерских играх с макетами: «Лесная полянка», «Дорога», «В парке», «Рыбалка», «Домашнее подворье», «Зоопарк». Для развития творчества в данных играх в наличии имеется коробка «Антураж», хранящая в себе различные детали, предметы.

 



 

 

Для развития конструктивных навыков отмечен широкий выбор конструкторов для детей: «Лего», «Медвежонок», «Маленький столяр», «Самолет», деревянные строительные наборы «Зодчий», «Юный архитектор», «Сельский дом». Для детского экспериментирования в группе создана мини-лаборатория, включающая в себя и объекты эксперимента и инструменты (ситечки, мерные стаканы, колбы, весы, микроскоп, лупы, зеркала, сантиметры, воронки), для игр-экспериментов с водой, песком имеется фабричный сенсорный стол с крышкой на 3 секции.

По всем разделам программы подобраны настольные, обучающие и развивающие игры: «Обобщения», «Умные машины», «Кем быть?», «Геометрические формы», «Дорога в школу», «Пирамида здоровья», «Аскорбинка и ее друзья», «Домик настроений», «Уроки этикета», «Валеология», «Малыши-крепыши», «Времена года», «Стань другом природы», разнообразные мозаики, пазлы, лото, шашки, подборки кроссвордов, ребусов, логических задач и многое другое.

Мы стараемся, чтобы развивающая предметно-пространственная среда в ДОО  соответствовала требованиям ФГОС ДО, была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной, обеспечивала бы  максимальную реализацию образовательной программы, возможность общения и совместной деятельности детей.