Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Умение четко различать звуки речи на слух


При нормальном ходе речевого развития малыш способен различать звуки начиная с двухлетнего возраста. Именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем - и в письме. Так, ребенок может произносить САПКА вместо ШАПКА, ЗИРАФ вместо ЖИРАФ, САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ и т.п.


Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев вы можете сами.


Для этого нужно всеми возможными способами показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом следует специально подчеркнуть, утрировать различие в их звучании, чтобы оно стало для ребенка более заметным.

Сначала следует научить малыша различать трудные звуки изолированно среди других отдельных звуков, а затем находить их на слух в словах. Эти упражнения могут занять от нескольких минут до нескольких дней.

В этой статье приведены примеры наиболее часто встречающихся замен, занимаясь по аналогии и с другими звуками, вы, вероятно, сможете справиться самостоятельно, не прибегая к помощи логопеда.

Звуки З и Ж

Если ребенок не различает на слух звуки З и Ж можно начать «издалека», полагаясь представления о звуках окружающей природы. Скажите малышу, что звук Ж похож на жужжание жука (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж) а звук З – на писк комара (З-З-З-З-З-З-З), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания.

Дополнительно расскажите, что комариный писк очень высокий и «тонкий», а жужжание жука более низкое, «густое» и чуть приглушенное.

После того, как будет достигнуто различение неречевых звучаний, свяжите писк комара со звуком З, а жужжание жука - со звуком Ж. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при З – улыбка, а при Ж – «рупор»). Дайте ребенку возможность еще раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого вам помогут игры:


Звуковая игра «Жук или комар?»

В разной последовательности производите то одно, то другое звучание и каждый раз задавайте один и тот же вопрос: «Жук или комар?»

Сначала малыш может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие ваших губ, а затем ему придется перейти к чисто звуковому различению звуков – для этого прикройте ваши губы листочком бумаги.


Звуковая игра «Поймай звук!»

Предложите ребенку хлопнуть в ладоши только если он услышит звук Ж (затем З). Вы можете поочередно произносить все звуки родного языка, время от времени называя задуманный звук. Произносите звуки четко, утрированно.


Звуковая игра «Поймай слово!»

Теперь, пусть ребенок хлопнет в ладоши в том случае, если услышит слово с заданным звуком (сначала Ж, затем З). Произносите заданный звук отчетливо, несколько подчеркнуто. Для слухового восприятия предлагаются, например, такие слова:


Ж: Жук, пожар, тарелка , жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи и т.п......


З: звонок, глаза, дом, незабудка, луна, зонтик, тетрадь и т.п....


Звуковая игра «Скажи правильно!»

Попросите ребенка правильно произнести пары слов которые отличаются только «трудными» звуками, например:

Козы – кожи розы – рожи жевать – зевать

Зал – жал ужи – узы наживать - называть

Это задание ребенок выполнит если он действительно научился различать рассматриваемые звуки.


Звуки Ж и Ш

В случае, если ребенок не различает на слух звуки Ш и Ж , можно так же использовать ассоциации со звуками природы: скажите малышу, что звук Ж похож на жужжание жука (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж) а звук Ш – на шум леса (Ш-Ш-Ш-Ш-Ш), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания.

Обязательно обратите внимание ребенка на то, что звук Ж мы произносим с голосом, а звук Ш – без, шепотом. А чтобы малыш это лучше понял, приложите его руку к вашей гортани (т.е. к передней части шеи) и попеременно произносите то Ж, то Ш. В первом случае вы почувствуете вибрацию, а во тором случае – нет. Положение губ и языка остаются одинаковыми.

Дайте ребенку возможность еще раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого вам помогут игры:


Звуковая игра «Жук или Шум?»

В разной последовательности производите то одно, то другое звучание и каждый раз задавайте один и тот же вопрос: «Жук или шум?»


Звуковая игра «Поймай звук!»

Предложите ребенку хлопнуть в ладоши только если он услышит звук Ж (затем Ш). Вы можете поочередно произносить все звуки родного языка, время от времени называя задуманный звук. Произносите звуки четко, утрированно.


Звуковая игра «Поймай слово!»

Теперь, пусть ребенок хлопнет в ладоши в том случае, если услышит слово с заданным звуком (сначала Ж, затем Ш). Произносите заданный звук отчетливо, несколько подчеркнуто. Для слухового восприятия предлагаются, например, такие слова:


Ж: Жук, пожар, тарелка , жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи и т.п.


Ш: шар, шуба, стул, мишутка, шиповник, потолок, камыш, ведро, шина, машина и т.п.


Звуковая игра «Скажи правильно!»

Попросите ребенка правильно произнести пары слов которые отличаются только «трудными» звуками, например:


Шар-жар луша – лужа тушить – тужить


Шесть – жесть Саша – сажа скошу - скажу


Это задание ребенок выполнит если он действительно научился различать рассматриваемые звуки.


Памятка

Для игровых занятий по развитию фонематического слуха


Уточняя звучание интересующих вас фонем, используйте звуковые ассоциации с шумами окружающего мира, например:

Как собачка рычит? Р-Р-Р
Как гусь гогочет? Г-Г-Г
Как змея шипит? Ш-Ш-Ш
Как комар пищит? З-З-З
Как пчела жужжит? Ж-Ж-Ж
Как ёжик сопит? Ф-Ф-Ф
Как поезд едет? Т-Т, Т-Т
Как пулемет строчит? Д-Д-Д
Как насос свистит? С-С-С
Девочка просит не шуметь: Ц-Ц-Ц и т.п.

Работая над различением звонких и глухих согласных, обратите внимание ребенка на то, что все звонкие согласные состоят их голоса и шума. Глухие согласные звуки состоят только из шума, их очень легко произносить шепотом. Для того, чтобы ребенок лучше понял это отличие, приложите его ладонь к горлу и протяжно произнесите звонкий звук. Он почувствует дрожание. Это вибрируют голосовые связки. 
При произношении глухого согласного гортань не дрожит, голос отсутствует.

Если вы хотите объяснить ребенку разницу между твердыми и мягкими звуками, обратите его внимание на то, что тон звучания мягких звуков несколько выше, чем соответствующих твердых (сравните, например, ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ и З-З-З-З-З). Большой комар поет песенку жестко и твердо (з-з-з), а маленький мягко и нежно (зь-зь-зь).

После объяснения и уточнения правильной артикуляции смешиваемых звуков, можно приступать к их закреплению. Сначала в слогах, произнося их попеременно, затем в словах, отличающихся «проблемными» звуками, а после в предложениях (чистоговорках и скороговорках).

Учите ребенка различать нужный звук на слух среди других звуков (поймай мяч, если услышишь звук), находить заданный звук в словах(хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком), придумывать слова с этим звуком (кто больше вспомнит слов со звуком, в начале, в середине или в конце слова).

Следите за тем, чтобы малышу было интересно (во многом этот интерес определен моментом, условиями занятия и самое главное, вашим позитивным настроением ).

Похвалите ребенка даже за незначительные успехи!

Литература

Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. - 256 с.

Светлова И.Е. Звук. – М.:Эксмо, 2005

Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: академия развития, 2008

Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1999.


С уважением учитель-логопед Данилова И.Н.